Текущий кризис на рынке тяжелых грузовиков: причины и последствия

На пресс-конференции ассоциации РОАД, состоявшейся 4 декабря в Москве, обсуждали тяжелые реалии рынка коммерческого транспорта в России. Вице-президент РОАД Виталий Киселев ознакомил присутствующих с alarming трендами на рынке среднетоннажных автомобилей, сообщив о 25%-м падении их числа за последние десять лет. Сейчас в эксплуатации находится всего 1,727 миллиона автомобилей этого класса, тогда как в 2016 году их было 2,3 миллиона. Параллельно наблюдается рост среднего возраста автопарка: к середине этого года он достиг 28 лет. Лидерами по возрасту стали самосвалы и спецтехника, чей средний срок службы превышает 32 года. Рассматривая ситуацию в регионах, можно заметить, что компании до сих пор используют устаревшие модели, такие как ЗИЛ. В отношении рынка тяжелых грузовиков интересные данные представил представитель «Глобал трак сервис» Максим Шишко. Он отметил, что в текущем году доля китайских брендов сократилась до 53%, в то время как росли российские компании, увеличив свою долю до 38%. Однако при этом количество сделок за последний год упало практически в два раза. Прогнозы на 2025 год неблагоприятные — предполагается, что уровень спроса не превысит 46 тысяч единиц, что спад, сопоставимый с последствиями кризисов 2009, 2014 и 2015 годов. В 2023 году продажи тяжелых грузовиков достигли рекордной отметки — 125,7 тысячи единиц, однако из-за значительного складского излишка в 2024 году продажи составили всего 102 тысячи единиц. А это напрямую связано с тем, что компании начали снижать цены, чтобы распределить избыток. Ситуация с грузовиками, выпущенными под российских спецификаций, также остается напряженной: на складах ожидаются огромные объемы нереализованной техники. Кроме того, проблема «изъятки» автомобилей, за которые компании не смогли рассчитаться, создает опасность для всего рынка. Несмотря на изменения в ценах, многие компании предпочитают долго держать устаревшие машины, а не вкладываться в новые. Современные китайские производители, не останавливаясь на достигнутом, принимают меры к агрессивному выходу на наш рынок, даже если это означает сокращение маржи. По состоянию на сегодня на складах застряло почти 14 тысяч машин, которые остаются нереализованными. Прогнозный уровень продаж в ближайшие годы может составить лишь 4 тысячи автомобилей в месяц, по сравнению с 10 тысячами в 2023 году. Если геополитическая обстановка не изменится, последствия для рынка будут крайне негативными. На данный момент лидирующее положение занимает КАМАЗ с продажами 12,6 тысячи автомобилей и разметкой 30,1%, а остальные бренды, включая Sitrak, Shacman и FAW, имеют менее 10% рынка.